В своей крупной монографической работе «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд писал: «Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений».
Наверное, именно эта фраза Фрейда вдохновила основателей Музея сновидений в Киеве на создание неординарной выставки под названием «Искусство кошмаров» (Nightmare Art). Ведь, именно страшные сны посылают человеку сигнал, отражают глубинные скрытые процессы, происходящие в его душе, таят в себе подсказки для определения дальнейшего пути, для решения назревших проблем и корректировки своих действий. Во время сна в нашем сознании происходит анализ мыслей и зрительных объектов, что в итоге заменяется определенными символами и вещами, которые нам снятся.
Данная выставка помогает не только сформировать и дополнить свое представление о страшных сновидениях, но и понять что такое психоанализ. Не случайно экскурсовод открывает выставку словами: «Если вы уже решили для себя, что такое психоанализ, то здесь ваши знания пополнятся. Ну а если вы только встаете на путь познания, то непременно откроете для себя много нового».
«Искусство кошмаров» стало первой тематической выставкой, открывшей музейное пространство для киевлян и гостей столицы. Над проектом работали режиссер Юлия Сулима, а так же основатели Музея сновидений Виктория Данелян и Татьяна Цвелодуб. На уникальную выставку были приглашены журналисты, философы, культурологи, которые смогли познакомиться не только с экспозицией, но и услышать мнение специалиста, а именно присутствующей на выставке Елены Владимировны Савченко — психолога, психоаналитика, первого проректора Международного института глубинной психологии (МИГП является одним из партнеров Музея сновидений в Киеве).
Авторами тематических инсталляций стали современные художники: Татьяна Галочкина, Катерина Балицкая, Анна Ворожбит, Марк Верлан, которые показали, какие опасности могут таить в себе сны. Например, как утверждают в Музее сновидений, наслаждение затягивает и вы можете потерять грань между сном и реальностью, остаться в этом наслаждении и продолжать нарциссично наслаждаться собой. Так же, пожалуй, у каждого из нас есть страх, что нашу работу недооценят, что наша работа будет бесполезной, а кому-то она и вовсе не понравится. Одна из инсталляций музейной экспозиции как раз доказывает, что такой кошмар может нас преследовать в сновидениях.
Иногда, то, что мы делаем, кажется нам бесполезным, работа рутинной, затягивающей, цикличной. Поэтому наши физические возможности во сне выглядят гипертрофированно. Это продемонстрировано на инсталляции, где человеческая фигура копальщика картошки, изображена огромной: увеличенные руки, ноги, тело в целом — как метафора чрезмерных усилий.
Еще один страх, который преследует нас по ночам, немецкий философ Фридрих Ницше прокомментировал бы своей знаменитой фразой: «Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать – вверх». Наши страшные сны, наши падения во сне, могут подарить нам опору в дневной жизни, — как хорошая встряска. Возможно более плодотворная, нежели сладкие грезы, которые уносят нас от реальных свершений.
Иногда в наших снах нам кажется, что все разрушено, все бесполезно. Но благодаря такому чувству мы можем увидеть себя на чистом листе бумаги, пусть даже наш сон выглядит как апокалипсис.
А если все закончилось, что остается после апокалипсиса? Воспоминания! Нам остается то, что мы когда-то переживали: наши мечты, неосуществленные надежды… С помощью воспоминаний мы начинаем себя реконструировать, говорить о своем прошлом вслух, записывать свои проблемы, и благодаря психоаналитическим методам, методом свободных ассоциаций порождаем новые смыслы. Так, на чистом листе бумаги, который остался от апокалипсиса, мы можем снова нарисовать себя, как определенный архитектурный план. Благодаря этому мы продолжаем жить и восстанавливаться.
В сущности, для чего нам нужны сновидения? Зигмунд Фрейд говорил, что сновидения – это осуществление наших желаний, которые мы, возможно, не можем осуществить в реальной жизни. Так же ученый утверждал, что человек рождается с определенной тревогой, которая может быть настолько невыносима, что человек сам придумывает себе страхи. Но бояться чего-то конкретно намного легче, чем бояться чего-то неизвестного, какой-то неизвестной тревоги. Ведь сны проделывают большую работу. Благодаря сновидениям, мы можем, проснувшись, увидеть новый день, по-новому.
Как известно, первый тираж книги Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» вышел в свет в 1900 году и, как утверждают историки, долгое время не находил покупателей. Сегодня же, день за днем, мы обращаемся к толкованию наших снов и даже превращаем их в искусство, позволяющее познать себя.
Спите крепче, живите бодро! Не бойтесь своих сновидений, а превращайте их в искусство, так, как это делают в Музее сновидений в Киеве.
