НОВЫЙ ВЫПУСК: «Европейский журнал психоанализа» № 4

Мы рады сообщить нашим постоянным и новым читателям о выходе очередного номера журнала
«Европейский журнал психоанализа» № 4,
материалы которого объединены темой
«Психоанализ и религия»

Авторы статей из различных стран и социально-культурных пространств размышляют о психоанализе и религии, о добре и зле в различных парадигмах, о целях и конце психоаналитического процесса и человеческой жизни, ее бренности, об ограничениях догматов и бесконечности пространства речи.

ПСИХОАНАЛИЗ И РЕЛИГИЯ
Светлана Уварова
Психоанализ между верой и неверием
Рассматривая связь между психоанализом и религией, автор приводит свои размышления и комментарии относительно исторических и культурных различий в контексте отношения к вере и неверию в целом. В статье представлен краткий обзор биографии и мыслей З. Фрейда относительно религии. Был ли Фрейд в действительности атеистом, неверующим человеком или приверженцем религии своих предков? Какие культурные, исторические и семейные особенности оказали влияние на формирование личности Фрейда в отношении религии? Автор проводит различие между понятиями верующего и религиозного человека, а также проводит исторические параллели между наследниками советской истории и представителями линии европейского развития, которые задают определенный вектор отношения к вопросам веры и религии.

ЦЕЛЬ И КОНЕЦ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Элвио Фачинелли
Фрейд, Рильке и быстротечность
Своё эссе «Быстротечность» (1915 год)Фрейд начинает с описания разговора между ним, поэтом (Рильке) и молчаливым другом (Лу Андреас-Саломе). Примерно в то же время Фрейда и Рильке волновала общаяпроблема–проблема быстротечности: Фрейд был обеспокоен вопросом выживания психоанализа, а Рильке — своим старением и последовавшим за этим снижением своего творческого потенциала. В разгар Первой мировой войны Фрейд выразил (в этом очерке)твёрдую надежду, что скорбь позволяет людям преодолеть даже самую тяжелую потерю, вопреки заметному пессимизму поэта. Однако позже Фрейд в работе «По ту сторону принципа удовольствия» будет куда более пессимистичным: к тому времени, когда ты начинаешь скорбеть,судя по всему, — говорит он – разрушение уже произошло, и твоя скорбь наступит слишком поздно; и в конечном итоге это будет всего лишь попыткой выдержать потерю, которая настолько велика, что является непоправимой.Такой пессимизм, похоже, уже лежит в основе и заражает очерк «Быстротечность». Поздний Рильке преодолел бы этот парализующий пессимизм: возможно, скорбь, как думал Фрейд, — ни предполагаемая, ни прошедшая — это не то, что нам нужно. Вместо этого нам необходимо принятие, способностьпогрузиться, в которой мы, раненые, станем матерью всех раненых существ.

Серджио Бенвенуто
Фрейд, цель и конец
Автор даёт свои комментарии относительно некоторых очерков Фрейда («Мотив выбора ларца», «Быстротечность», «В духе времени о войне и смерти» и части очерка «По ту сторону принципа удовольствия»), где затрагивается вопрос «конца», под которым понимается как завершение и смерть, так и постановка целей и задач. Он показывает, как размышления Фрейда о «конце» как о последнем моменте и о «конце» как о цели или намерении диалектически неразрывно переплетены между собой. По мнению автора, эта двуличность «конца» объясняет поздние разработки Фрейда об Эросе и Танатосе, что, в свою очередь, послужило метафизической предпосылкой, начиная с которой Фрейд построил всю свою доктрину (и клиническую практику): сущность, суть человеческого существа (и просто живых существ)заключается в «die Lust», то есть желании и/или удовольствии. Lust возникает двусмысленно как «конец» человеческого существования(учитывая, что его целью является удовольствие), и как уничтожение желания.Именно на фоне этой диалектики конца и цели мы можем, наконец, понять то, в рамках фрейдистской доктрины, что автор называет «связьс Реальным».

СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОАНАЛИЗ И РЕЛИГИЯ
Светлана Уварова Психоанализ между верой и неверием
Андреа Мура К вопросу исламизма: критика в лакановском дискурсе
Герман Вестеринк Спиноза с Лютером? Желание и проблемы зла в семинаре Лакана «Этика психоанализа»
Виктор Мазин Психоанализ и буддизм
ЦЕЛЬ И КОНЕЦ В ПСИХОАНАЛИЗЕ
Элвио Фачинелли Фрейд, Рильке и быстротечность
Серджио Бенвенуто Фрейд, цель и конец
Луиджи Антонелло Армандо Макиавелли, Штраус и начало человеческого мира
Рауль Монкайо О цели и конце анализа в лакановской школе
ОБЗОР КНИГИ
Александр Бреусенко-Кузнецов С.Уварова «Психоанализ & социальные процессы»

По вопросу подписки и приобретения обращаться в Издательский отдел по тел. (044) 353-90-79, 068-602-23-00