«Сновидение всегда имеет явное содержание и свой скрытый смысл», — практикующий психоаналитик, преподаватель МИГП Любовь Носова

На днях практикующий психоаналитик, преподаватель Международного Института Глубинной Психологии Любовь Носова приняла участие в программе «Зеркало истории» на Украинском радио, которая была посвящена теме сновидений.

Ведущая: Сегодня мы поговорим о том, из-за чего я сегодня, собственно, чуть было не опоздала в студию – о сновидениях, а точнее — о книге Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». Я дошла только до 49 страницы, но уже могу сказать, что книга достаточно сложная и очень интересная. Разобраться в некоторых аспектах такого явления как сновидение нам сегодня поможет психоаналитик-практик, преподаватель Международного Института Глубинной Психологии Любовь Носова. Добрый день, Вам!

Любовь Носова: Добрый день!

Ведущая: Что являет собой сон? Зигмунд Фрейд говорил, что это скрытое желание. Вообще сегодня врачи, психотерапевты, психоаналитики согласны с ним, или не совсем?

Любовь Носова: Я думаю, что и сегодня психоаналитики во многом согласны с Фрейдом. Если Вы дочитали до 49 страницы, то Вы находитесь на исследовании тех работ, написанных до Фрейда, написанных его предшественниками, которые также занимались толкование сновидений. Во многом Фрейд с ними соглашался и дополнил эту теорию толкования сновидений психической составляющей, которая также очень важна для психоанализа сегодня — это бессознательное. Речь идет об исследовании субъекта бессознательного и бессознательного желания.

Ведущая: То есть, пока мы спим, спит наше сознательное, а бессознательное, получается, не дремлет?

Любовь Носова: Да, наше бессознательное продолжает свою деятельность. Как говорит Фрейд, психика человека не прекращает свою работу даже во время сна и вместе со скрытым желанием они ищут какое-то компромиссное образование, которым и является сновидение. Это происходит для того, чтобы, в первую очередь, удовлетворить наши инфантильные вытесненные желания.

Ведущая: Что касается теории Фрейда, то выводы можно делать только касательно больных людей, которые имеют психические заболевания – неврозы, расстройства и др., или также относительно любого человека, которому снятся сны?

Любовь Носова: Я думаю, что вслед за Фрейдом мы примем такую парадигму о том, что сновидения снятся всем, без исключения людям, при условии, что нет каких-то органических нарушений. Существует лишь разница, каким образом язык, закон, культура, структура «вписаны» сновидения. И, действительно, Вы правы, сновидения, отчасти, диагностичны.

Ведущая: Есть люди, которым практически всегда снятся хорошие сны, а есть наоборот. Почему? О чем это может свидетельствовать?

Любовь Носова: А что имееться в виду под фразой «хорошие сны»?

Ведущая: Имеется в виду светлые, добрые сны.

Любовь Носова: Мы, в след за Фрейдом говорим о том, что сновидение имеет явное содержание – то, что мы непосредственно видим и то, что имеет скрытый смысл. Речь идет о том смысле, который появляется при толковании снов. Фрейд показывает нам примеры, когда, на первый взгляд, очень приятное, радостное сновидение может иметь совершенно другой скрытый смысл.

Ведущая: То есть, не все так просто?

Любовь Носова: Да. И, на самом деле, всегда существовали толкователи снов. О них известно испокон веков.

Ведущая: Но, я так понимаю, к науке, они не имели никакого отношения.

Любовь Носова: Существует наука, сомнология, и существует теория толкования сновидений Фрейда. Они, конечно, по-разному, интерпретируют сновидения.

Ведущая: К сожалению, на сегодня наше время исчерпано, но в следующий раз мы обязательно продолжим наш разговор о сновидениях и о том, как правильно их трактовать. Спасибо вам за комментарий.