Смейтесь, господа, смейтесь. Ведь самые глупые поступки люди совершают с серьёзным выражением лица.

Смейтесь, господа, смейтесь. Ведь самые глупые поступки люди совершают с серьёзным выражением лица.Что такое чувство юмора и кому оно присуще? Об этом, накануне праздника смеха — 1 апреля, в интервью ТРК «ЕРА» рассказала психоаналитик, преподаватель МИГП Ануш Кимовна Татарян.
Канадский врач и философ Уильям Ослер называл смех музыкой жизни и советовал непременно смеяться каждый день хотя бы в течение 10 минут. Научно доказано, что смех продлевает жизнь, а развитое чувство юмора помогает людям разрядить агрессию и избавиться от стрессов. Смех понижает уровень гормонов напряжения и даже усиливает иммунную систему. Интересный факт, по статистике 6-летний ребенок смеется 300 раз в день, тогда как взрослый человек — от 15 до 100. Ученые напрямую связывают это с тем, что взрослые реже, чем дети, попадают в комические ситуации. Но при этом взрослые не редко хотят вернуться в детство, в то состояние, когда внимание к ним было безграничным. «По словам Фрейда, — говорит психоаналитик, преподаватель МИГП Ануш Кимовна Татарян, — эйфория, которою мы стремимся достичь посредством таких высших проявлений психической деятельности как острота, юмор  или комическое, представляет собой настроение некоторого периода жизни, когда нам вообще было свойственно совершать свою психическую работу с малыми затратами, настроение нашего детства, когда мы не знали комического, не были способны к остроумию и не нуждались в юморе, чтобы чувствовать себя счастливыми в жизни. Ведь, не случайно остроумные люди буквально одной фразой привлекают к себе внимание и становятся «душой» компании. Острота как бы окольными путями открывает ставшие недоступными источники удовольствия. Кроме то¬го, остроты как бы взывают к тому, чтобы желания и страсти человека обращали на себя не меньшее внимание, чем взыскательная мораль. И 1 апреля, будучи узаконенным днем смеха, позволяет нам перенестись в состояние счастья от игры слов и бессмыслицы, от устранения торможения и получения удовольствия, от формы мышления присущего бессознательному…».
Чувство юмора – это способность человека относиться к происходящему с легкостью, делать юмористические комментарии либо вести себя смешно в разных ситуациях. Чувство юмора, остроумие  — это также способность человека понимать юмор и шутить самому. Но почему одни понимают шутки и смеются до слез, а другие нет? Почему одним смешно, а другим грустно? «Во всех трех видах работы нашего душевного аппарата удовольствие проистекает из экономии, — продолжает свою мысль Ануш Кимовна. — Источником удовольствия от остроты служат сэкономленные затраты на сдерживание агрессивных или сексуальных тенденций, источником удовольствия от комического служат сэкономленные затраты на представление, а источником удовольствия от юмора служат сэкономленные чувства сострадания, злости, боли, умиления и т.д.  Острота, например, не существует сама по себе, это социальный продукт, в котором, по словам Фрейда, принимают участие минимум трое:  тот,  кто ее создал, тот,  для кого ее создали и тот, на ком реализовалось агрессивное или сексуальное влечение.  Поскольку Я – это созвездие идентификаций, я считаю, что остроты  проявляют идентификационные метки  соучастников, т.е. в зависимости от того, с кем  идентифицируется тот или иной соучастник, будет зависеть то, какой эффект произведет острота.  К тому же, как отмечает Фрейд, любой человек беззащитен перед  угрозой показаться смешным …».
На тему юмора в культуре разных стран мира существует множество цитат, афоризмов, высказываний. Юмор, как спасательный круг на волнах жизни. Правда, у разных берегов этот круг понимают по-разному. «В процессе написания книги «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд использует остроты анонимные и бытующие в народе, а также заимствует остроты у классиков литературы и искусства, тем самым проводя огромную работу по их классификации.  Рассмотрение большого количества остроумных высказываний позволило Фрейду выявить различные механизмы и технические приемы, благодаря которым и появляются остроты, —  подчеркнула психоаналитик. —  Это все те же механизмы работы бессознательного, которые участвуют в образовании сновидения – смещения и сгущения, метафоры и метонимии. Но в отличие от сновидения, острота – социальный продукт. Анализ технических приемов острот позволяет выявить самые незначительные смысловые оттенки, нюансы, игру слов, двусмысленности, значения тех или иных остроумных высказываний. И очень часто мы можем заметить, как в попытке перевода остроумного высказывания с одного языка на другой язык упраздняются все эти смысловые оттенки, нюансы, игра слов, т.е. та словесная форма, которая представляла собой компромиссное образование между требованиями культуры, рассудочной критики и нежеланием отказаться от прежних способов получения удовольствия, от игры слов и бессмыслицы, перемещаясь из одного языкового поля, вызывающего одни ассоциации, в другое, не может более произвести того эффекта, для которого ее было призвано. Остроумие, являясь продуктом культуры, в то же время позволяет обойти культурные ограничения и в словесной форме выразить запретные сексуальные и агрессивные тенденции. Это такой окольный путь получения удовольствия, который всегда обращен к Другому и будет зависеть от языкового поля, особенностей, традиций и ограничений той или иной культуры».
Представить себе жизнь без юмора, остроумия и смеха невозможно, ведь, как говорил барон Мюнхгаузен: «Смейтесь, господа, смейтесь. Ведь самые глупые поступки люди совершают с серьёзным выражением лица».

Руководитель пресс-службы МИГП
Оксана Шпортько