Часто кажется, что жить не хочется, но это не значит, что хочется умереть…

Часто кажется, что жить не хочется, но это не значит, что хочется умереть…По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиона человек на планете ежегодно сводят счеты с жизнью. Каждые 40 секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам… В зоне риска чаще всего оказываются подростки в возрасте 13-16 лет. Почему? Каковы причины, которые приводят к такому трагическому событию? Психоаналитик, первый проректор МИГП Елена Владимировна Савченко объясняет это так: «Причины детского суицида кроются глубоко в душе и корни таких причин — далеко в детстве. По мере формирования личности ребенка, должны быть налажены устойчивые эмоциональные связи, когда мама дает ощущение любви и тепла. Если такие отношения между ребенком и взрослым нарушены, то внутри, вместо понимания, которое должно быть у каждого человека: какой я, чего я хочу в этой жизни, — формируется пустота. Жить с внутренней пустотой очень сложно. Проще умереть.
Мать, которая уделяет внимание, но является фрустрирующей, постоянно унижает ребенка или плохо за ним ухаживает, оскорбляет его, избивает (мать, отец, травма одна и та же), формирует не пустоту, а ощущение внутренней «плохости». Будучи клиентом психоаналитика, такой «ребенок» рассказывает о себе, как о никчемном, плохом, не умеющем и т.д. Результат один и тот же. Быть плохим внутри невозможно. И тогда этого внутреннего «демона» необходимо уничтожить. В результате человек уничтожает себя.
Если акцентировать внимание на детских, подростковых суицидах –  сильный фактор, влияющий на его завершенность — это общественность, телевидение, потому что суицид имеет такое свойство, как заражаемость. В среднем, один суицид, который демонстрируется по телевидению или обсуждается в прессе, вызывает 58 суицидов, вслед идущих за ним».
На вопрос: «Можно ли отследить и предотвратить детский суицид?» Елена Владимировна сказала, что ребенок не может ни с того, ни с сего совершить суицид. Он к нему тщательно готовится. Он обдумывает то, как это сделать, какими методами. Если родители внимательные, поддерживают контакт со своим ребенком, они вовремя могут отследить, увидеть, что с ребенком что-то не так. Ребенок закрывается, уходит в себя. Часто дети слушают траурную музыку, одежда меняется, картинки в комнате становятся красного, черного цвета, появляются черепа, кости.
Подростковые детские суициды не всегда являются попыткой себя убить. Часто кажется, что жить не хочется, но это не значит, что хочется умереть. Есть большой процент демонстративных суицидов, когда ребенок «кричит» родителям, о том, что ему плохо, ему нужно помочь. Но, к сожалению, 70% демонстративных суицидов заканчиваются суицидом завершенным. Например, под воздействием алкоголя, одно неправильное движение и возможен полет с подоконника. Это также, неправильно рассчитанное время свершения самоповреждения, когда кажется, что сейчас кто-то зайдет,  и поможет, но этого не происходит.
Еще есть версия о том, что у суицидальных родителей, рождаются суицидальные дети, как будто бы это наследственно. Но здесь не следует говорить о какой-либо генетической наследственности. Это приобретается ребенком в момент взросления. Если ребенок видит, что родитель, таким образом разрешает какую-то конфликтную ситуацию, то это «передается» и  ребенку, — отметила Елена Владимировна.
Безусловно, возникает вопрос, а как предупредить детский суицид, что делать родителям, чтобы уберечь своего ребенка? Елена Владимировна советует следующее: «Любите своих детей. Уделяйте им внимание, чувствуйте своих детей. В подростковом возрасте все детские травмы возобновляются, внутри ребенка кипит буря эмоций. Подростку сложно переживать все это в одиночестве. В этом возрасте задача родителя быть рядом, ни в коем случае не наказывать, не запрещать или указывать, с кем дружить, с кем не дружить. Родитель должен помочь ребенку обрести смысл жизни, обрести систему высших ценностей, передать им свою мудрость и поддержку.
Если же родитель не может установить контакт с ребенком, необходима помощь специалиста. Затягивать этот процесс нельзя!»
Вопреки всему следует помнить, что дети копируют нашу модель поведения. Поэтому, во чтобы то ни стало, нужно своим примером показать, что такое истинные общечеловеческие ценности, научить ребёнка действовать и мыслить согласно им, научить бескорыстно помогать людям. Ведь перед силой истинной Любви рушатся любые стены, и ни доли тени не проникнет туда, где царит гармония, доброта, и где чтутся высокие нравственные принципы!

          Руководитель пресс-службы МИГП,
Оксана Шпортько