Почему Лакан?

ПОЧЕМУ ЛАКАН?

2005 год ознаменовал собой новый этап в развитии психоаналитического образования в Украине, 11 ноября в Доме Ученых АН Украины состоялся «День Лакана» – который, начал двухлетний совместный проект Украинской Ассоциации Психоанализа, Международного Института Глубинной Психологии и Международной Ассоциации Лакана. Cобравшиеся в зале проиллюстрировали слова Лакана из его «Телевидения»: «Опыт показывает, …то, что я говорю, интересует гораздо большее число людей, нежели наберется тех, в ком я с некоторым основанием подозреваю психоаналитиков».

Важность этого события для нас состоит в том, что мы вслед за Лаканом, пытаемся искать и вернуть психоанализу утраченные позиции и его настоящий смысл.

Появление Лакана в психоаналитической среде знаменовало собой продолжение истории фрейдовского психоанализа. «Назад к Фрейду!» — так призывал Лакан своих коллег сохранить психоаналитическую традицию, угроза прерывания которой стала очевидна в середине прошлого века. На мой взгляд, именно в наше время и именно в нашей стране лакановский призыв вернуться к Фрейду имеет особую актуальность. Ведь, очевидно, что психоанализ необыкновенно популярен на нашей территории, можно сказать, что он вызывает к себе не имеющий аналогов интерес, и, совершенно неважно проявляется ли такой интерес в форме критики или в форме намерения использовать в работе психоаналитический метод, — и те и другие попытки, часто оканчиваются неудачей, т.к. именно отсутствие традиции, и возможности постигать фрейдовскую мысль, характерно для отечественного психоанализа.

Нужно признать, что после Фрейда Лакан, стал наиболее значительной и яркой фигурой в психоанализе. Его по праву можно назвать одним из самых ярких мыслителей XX века и, хотя Лакан подчеркивал, что он психоаналитик, обращается к психоаналитикам и говорит о психоанализе, его теории оказались востребованными и в этике, и в политике, и в эстетике, и в философии, и в критике. В своих размышления, Лакан настойчиво обращался к самым разным областям знания: лингвистике и математике, кибернетике и этике, эстетике и оптике. Психоанализ для Лакана, как и для Фрейда, не профессия — а искусство.

Психоанализ подвергает сомнению все очевидное, любую уверенность воспринимает как корень заблуждений и поэтому заранее обрекает не неуспех поиски “твердой почвы под ногами”. Здесь царствует неустранимая загадочность, и, видимо, именно ей психоанализ обязан тем исключительным интересом, который приковывает к нему исследователей. Собственно говоря, эту загадку психоанализ ставит в центр того, что может определять человеческую жизнь, все человеческое поведение, и можно сказать, что апелляция к загадочности составляет суть психоанализа. Но именно эта особенность затрудняет путь неофитов, пытающихся овладеть этим знанием.

Начало лакановских семинаров для нас, живущих в Украине, является уникальной возможностью, развивать психоаналитическое образование и изучать тексты Фрейда в лакановском прочтении.

Чем же интересен для нас Лакан? На этот вопрос хочу ответить словами самого Лакана: «Я полагаю, что средству, по праву, именуемому психоанализом, мне удалось придать, вопреки царящей в нем сегодня неразберихе, новую значимость». В нашей стране, как и в других постсоветских странах ситуация в психоанализе отличается тем, что это напоминает возвращение вытесненного. Психоанализ, который долгое время был вытеснен из общекультурного контекста (здесь, хочется применить английский термин репрессирован) и прорывался к общественному сознанию, в виде своеобразных симптомов критики, страха, и т. д., только сейчас постепенно становится доступным для русскоговорящего читателя (и почти совсем отсутствуют книги Фрейда на украинском языке). Т. е для нас призыв Лакана «Назад к Фрейду!» — переформулируется «Назад в будущее!»  Нашему читателю только предстоит знакомство с психоанализом, и возможно именно лакановское прочтение Фрейда позволит нам войти и остаться в психоаналитическом контексте.

Актульность Лакана для нас заключается также и в том, что, призывая вернуться к Фрейду Лакан отстаивал психоаналитические позиции. И именно тексты Фрейда стали источником всех Лакановских открытий. Он утверждал: я говорю вам только то, что есть у Фрейда.

Лакан создал собственную школу, отмежевавшись во взглядах с магистральной линией американского психоанализа, заявив о произошедшей за очень короткий срок вульгаризации выработанных Фрейдом понятий в обыденном сознании. Психоаналитические понятия оказались замурованными в стену языка. Лакан предлагал вернуть эти понятия, а вместе с ними и психоанализ к живой, подвижной мысли Фрейда. Возврат к Фрейду, однако, не означает подражание основоположнику психоанализа. Лакану удалось найти свой, оригинальный путь, и у нас сегодня есть возможность возвращаться к Фрейду и по траекториям, намеченным Лаканом.

Одна из задач возврата к Фрейду — борьба с несвойственным его текстам однозначностью, систематичностью, догматичностью. Так как дискурс бессознательного разнороден и многозначен. Для нас, как и для Лакана, возврат к Фрейду предполагает работу по дальнейшей дифференциации психоаналитических теорий и восполнение пробелов. При этом важно не просто читать тексты Фрейда или Лакана, а важно читать их психоаналитически, по правилам, предписанным бессознательным. По правилам равнораспределенного, рассеянного внимания.

Лакан отмечал, что забыто одно из важнейших открытий Фрейда – значение слова. Фрейд писал, что в психоанализе ничего не происходит кроме обмена словами. Симптомы формируются по языковому принципу, и выговаривание трансформирует симптом. На этом базируются основные открытия Лакана. Он призывал вернуться к Фрейду, вернуться к языку, к речи. Каким будет наш психоаналитический язык, наш дискурс, как будет развиваться психоанализ в нашей языковой среде? Это зависит от выбранного нами направления, и это может быть вектор Лакана: «Назад к Фрейду!» Это вектор возвращения к концептуальному аппарату Фрейда и к основополагающим открытиям психоанализа.

Еще одна причина, по которой Лакан особенно актуален для нас сегодня – это визуализация современной культуры. В последние десятилетия современный человек попал в совершенно новые условия: процессы глобализации и техногенная революция привели к небывалому возрастанию значения визуального образа.

Сегодня мы живем в мире экранов, мы отчуждены друг от друга экранами и все являемся в значительной степени потребителями визуальной экранной продукции. Развитие телевидения, Интернета, мобильной связи ведет к аутизации современного человека, это в психическом смысле, буквально изменение среды обитания. А, как известно, Лакан развивал идеи, связанные с визуализацией, начиная с момента работы над стадией зеркала. Для Лакана, объект — всегда имаго, то есть образ объекта, который субъект интроецирует в себя, превращая его в фантазм. Лакан определяет становление психики, исходя из того, что я субъекта создается не под влиянием принципа реальности, не как система психологических защит, но в результате серии идентификаций, в первую очередь в результате идентификации со «своим собственным образом». И, поскольку, окружающие нас экраны предлагают нам бесконечную череду образов для идентификации, бесконечно навязывают нам новые потребности, мысли Лакана сегодня становятся важным ключом к осмыслению места человека, как субъекта современной культуры. И, возможно, именно этот путь позволит нам не только понимать процессы современного общества, но и отстоять право современного человека на субъективность, что является возможностью психоаналитического пространство, и психоанализа, как традиции.